Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
ЭссеЭссе «Моя педагогическая философия»
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
Д. И. Менделеев
Когда-то я была потрясена, прочитав стихотворение Новеллы Матвеевой «Кораблик». Это ведь настоящая педагогическая поэма, стройная педагогическая концепция, образный идеал моего ученика – выпускника – студента – человека. Как глубоко и верно она смогла выразить поэтическим языком то, что я пыталась выразить на профессиональном языке!
Шел кораблик, шумел парусами,
Не боялся нигде, ничего,
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его.
Кораблик – это мой неповторимый ребенок – ученик. А коль Ребенок, то у него нет привычки жить завтра. Он существует в другой временной плоскости. До определенного возраста его жизнь проходит только в измерении «сегодня». Ребенок – свечечка, потухнет – ничему не научишь. В обучении он должен найти свою радость, свой смысл, свою возможность открытия, а я должна найти способ вовлечь его в этот процесс, и мне самой понравится, когда рядом будет легкий, открытый, веселый ребенок. Мы оба возрадуемся, потому что вместе творим, и тогда мой «кораблик» не будет бояться ничего», а выйдет на новую ступень развития.
Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб и в металл,
Сам повел себя в рейс –
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Матрос, капитан.
Узнаете? Социальная модель адаптации человека в пяти строчках. Мой кораблик – мой выпускник. Он стойко держится на волнах судьбы, жизненно активный, вовлечен в общую деятельность, то есть социологизирован, равен среди равных, самоорганизован – знает: делу – время, потехе – час. Мой кораблик, я надеюсь, забросил сети, потому что в свое время его научили ловить рыбу, а не просто принесли её ему – на, насытись.
Шел кораблик, о чем-то мечтал,
Все, что видел, на мачты мотал.
Делал выводы сам –
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Матрос, капитан.
Чтобы к этому прийти, уже сегодня, на каждом уроке, я должна погрузить обучение детей в атмосферу самостоятельного творчества, эвристического общения равных в праве искать ответы на мои задачи, но при этом я буду стоять рядом или на шаг впереди них, всегда готовая научить, поддержать, вдохновить, а когда увижу, что они нашли и освоили, отступлю, но только на один шаг – до следующего урока.
Еще Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит её находить».
Сам себя, говорят, он построил,
Сам себя, говорят, смастерил.
|
Поиск
Друзья сайта
|