Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
программа внеурочной деятельности для 5-7 классов "Чудеса в пробирке"Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Чудеса в пробирке»/programma_vneurochnoj_dejatelnosti_chudesa_v_probi.docxрассчитана на 3 года обучения в 5-7 классахСоставитель: Белоус Ирина Петровна учитель химии и биологии первой квалификационной категории
Пояснительная записка Совершенствование школьного химического образования на современном этапе приводит к ряду проблем, с которыми сталкиваются в своей работе учителя химии. Это перегрузка курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему и сокращение объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей школе. Рабочая программа кружка в 5-7 классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа кружка по химии соответствует государственным образовательным стандартам, учебному плану, целям и задачам основной образовательной программе МБОУ СОШ № 2. Актуальность Данный курс внеурочной деятельности «Чудеса в пробирке» был создан с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними. С учетом психологических особенностей детей этого возраста курс построен по принципу позитивного эгоцентризма, то есть от ребенка: «Я и вещества вокруг меня». Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся все условия, для наиболее полного раскрытия и реализации его способностей. Создать такие ситуации с использованием различных методов обучения, при которых каждый обучающийся прилагает собственные творческие усилия и интеллектуальные способности при решении поставленных задач. Программа рассчитана на 1 час в неделю в течение 3 лет, то есть 105 часов Главная цель курса — развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту. Задачи: образовательные:
развивающие:
воспитательные:
В рамках программы кружка создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей во внеурочной деятельности.
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
Содержание курса носит межпредметный характер, так как знакомит учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (физика, биология, экология, социальные науки, история). Экология – понимание изменений в окружающей среде и организовать свое отношение к природе. Физика – физические свойства веществ, физические методы анализа вещества. История – исторические сведения из мира химии. Биология - химический состав объектов живой природы; Информатика – поиск информации в Интернете, создание и оформление презентаций, работа в текстовых и табличных редакторах. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы деятельности: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят. Методы и приемы Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что позволяет сделать обучение эффективным и интересным: - сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД); - практические (лабораторные работы, эксперименты); - коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры); - комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки); - проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).
Прогнозируемые результаты освоения обучающимися программы в обучении: - знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете; - умение ставить химические эксперименты; - умение выполнять исследовательские работы и защищать их; - сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе. в воспитании: - воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно; - воспитание воли, характера; - воспитание бережного отношения к окружающей среде. Педагогические технологии, используемые в обучении.
Место курса в учебном плане Программа внеурочной деятельности по химии рассчитана на 3 года обучения, по 1 часу в неделю в 5, 6 и 7 классах. Входит в учебный план внеурочной деятельности основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 2. Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности по химии В качестве ценностных ориентиров выступают объекты, изучаемые на кружке, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как главная цель курса заключается в изучении природы. Познавательные ценностные ориентации проявляются в признании:
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания внеурочной деятельности по химии позволяет сформировать:
Данный кружок обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляет процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
Планируемые результаты Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
Структура курса 5 класс (Первый год занятий - 35 часов) В 5 классе начинается пропедевтическая химическая подготовка учащихся. Химические знания, вводимые на этом этапе, служат решению задачи формирования у школьников первоначального целостного представления о мире. В процессе пропедевтической подготовки учащиеся должны получить представление о составе и свойствах некоторых веществ, а также первоначальные сведения о химических элементах, символах химических элементов, химических формулах, простых и сложных веществах, химических явлениях, реакциях соединения и разложения. Кружок «Чудеса в пробирке» направлен на то, чтобы познакомить детей с основами новой, неизвестной для них науки химией, развить интерес к дальнейшему более глубокому изучению предмета. Изучив данный курс, школьники будут знать такие понятия, как тело, вещество, свойства вещества, атом, молекула, химический элемент, простое и сложное вещество, металлы и неметаллы; о составе и свойствах веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни. Данный курс дает навыки проводить опыты, практические работы, наблюдения, эксперименты, расширяет кругозор. Учитывая возраст учащихся, материал дается в игровой форме, домашних заданий нет.
Введение - 3 часа
Тема №1 “Химическая лаборатория” - 7 часов
Практические работы № 1 Правила ТБ при работе в кабинете химии. №2 Знакомство с химической лабораторией №3 Признаки и условия химических реакций. Тема №2 “Химия и планета Земля” - 12 часов
Практические работы №4 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров. №5 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита.» №6 «Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов». №7 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты» №8 «Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья». Тема №3 “История химии” - 6 часов
Тема №4 “Обобщение знаний” - 7 часов Подготовка отчетного спектакля «Химия на маминой кухне». Проведение праздника.
6 класс (Второй год занятий – 35 часов) Часть материала из 8 класса была перенесена в 6 и 7 класс. Большое внимание уделялось химическому эксперименту. Программа строилась на основе концентрической концепции, по которой к знаниям, умениям и навыкам, полученным в пятом классе, добавлялись и развивались новые и так далее. Пропедевтический курс химии позволил сформировать устойчивый интерес к предмету, уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе, больше времени уделять ученическому химическому эксперименту и решению расчетных задач, познакомить учащихся с применением и значением веществ в жизни человека, осуществлять предпофильную подготовку учащихся. Тема №1 «Вступление в мир веществ» – 4 часа Лабораторная работа № 1 Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц вещества. Лабораторная работа № 2 Физические и химические явления. Лабораторная работа № 3 Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Тема № 2 «Мир неорганических веществ» – 16 часов Лабораторная работа № 4 Вода – растворитель. Лабораторная работа № 5 Органолептические показатели воды. Лабораторная работа № 6 Определение и устранение жесткости воды. Лабораторная работа № 7 Влияние синтетических моющих средств на зеленые водные растения. Лабораторная работа № 8 Обнаружение кислот в продуктах питания. Лабораторная работа № 9 Карбонат кальция. Лабораторная работа № 10 Как сода способствует выпечке хлеба? Приготовим лимонад! Лабораторная работа № 11 Мы получаем поваренную соль. Лабораторная работа № 13 Металлы создают цвета, цветы, огни. Лабораторная работа № 14Опыты с железом Лабораторная работа № 15 Уголь, графит и углекислый газ – дети углерода Практическая работа 1. Очистка воды Тема № 3 «Мир органических веществ» – 15 часов Лабораторная работа № 17 Углеводы Лабораторная работа № 18 Белки Лабораторная работа № 19 Жиры Лабораторная работа 20 Польза и вред полиэтилена. Практическая работа 2. Экологическая экспертиза продуктов питания.
7 класс (Третий год занятий – 35 часов) Тема 1 «Химия в быту» – 15 часов Экскурсия 1. Кухня.
Химия в стакане – растворение сахара и соли в горячей и холодной воде
Гашение пищевой соды уксусной эссенцией
Приготовление уксуса разной концентрации
Экскурсия 2. Аптечка.
Изготовление напитков для лечения простуды (чай с лимоном или с малиновым вареньем, молоко с медом, шипучий напиток из пищевой соды, лимонной кислоты, сахара и аскорбиновой кислоты) Экскурсия 3. Ванная комната или умывальник.
Лабораторная работа № 5 Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде. Экскурсия 4. Туалетный столик. Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама, применяя питательный крем и другую парфюмерию. Экскурсия 5. Папин «бардачок».
Экскурсия 6. Садовый участок.
Определение минеральных удобрений
Тема № 2 «Химия за пределами дома» – 20 часов Экскурсия 1. Магазин.
Определение по этикеткам наличие пищевых добавок в продуктах.
Лабораторная работа № 6 Удаление ржавчины, варенья, йодного и жирного пятен со скатерти. Лабораторная работа № 7Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений. Экскурсия 2. Аптека.
Практическая работа № 3 Изготовление елочных игрушек
Опыты с фенолфталеином, сушёной черникой, исландским мхом и другими лекарствами.
Опыты с «Карболеном», «Вьетнамским бальзамом», «Ликоподием»
Экскурсия 3. Берег реки.
Распознавание карбонатных пород
Универсальные учебные действия
Личностные: • осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Регулятивные: • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные: • предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные: • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Критерии оценки знаний, умений и навыков Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах. Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий. Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Оценка эффективности работы: Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр. Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы. Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в школьном и городском научном обществе.
Формы подведения итогов реализации программы · Итоговые выставки творческих работ; · Портфолио и презентации исследовательской деятельности; · Участие в конкурсах исследовательских работ; · Презентация итогов работы на заседании школьного научного общества.
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности по химии
Учебно-методическое обеспечение Учебные пособия:
Материально-техническое обеспечение Натуральные объекты Натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д. Ознакомление учащихся с образцами исходных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное представление об этих материалах, |
Поиск
Друзья сайта
|
|||||||||